История борьбы.

I.ЕДИНОБОРСТВА И ГЕРОИ ДРЕВНЕГО МИРА

Современные археологи обнаружили множество свидетельств, доказывающих, что силовые единоборства, напоминающие современную борьбу, были широко распространены в древнем мире. В том или виде борьба развивалась практически во всех известных нам культурах. Рукопашные поединки без оружия помогали древним атлетам развивать в себе все самые востребованные качества воина — силу, ловкость и храбрость. Во времена, когда на смену первобытнообщинному строю пришло классовое общество, бывшие племена вели ожесточенные войны за территории, и социальный запрос на умелых и смелых бойцов был особенно велик.

Со временем самых сильных и прославленных воинов люди возводили в ранг богов, приписывая им сверхъестественные физические и духовные возможности. Так возник культ легендарных Героев, имена которых история донесла до наших дней. У каждого из сформировавшихся тогда народов были свои Боги – Герои. В Древней Греции это Прометей и Ахиллес, в Египте – Озирис, Китае – Великий Ю, у германских племен – Зигфрид, древних шумеров и вавилонян – мифический правитель Гильгамеш. Народный эпос каждой из культур воспевал своих Героев не только как бесстрашных воинов, но и великих атлетов, которым не было равных в искусстве борьбы.

Древнейшие изображения, на которых можно различить борцов в различных фазах поединков, датируются VI-IV тысячелетиями до нашей эры. Таким образом, борьбу можно по праву считать одним из древнейших видов состязаний. Конкурировать в первенстве с ней могут только кулачные бои, развивавшиеся с борьбой практически параллельно. Даже такие популярные развлечения древней знати, как заезды на колесницах, появились гораздо позднее – примерно в начале II тысячелетия до нашей эры.

II.БОРЬБА В ПАМЯТНИКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

К числу свидетельств, подтверждающих популярность борцовских поединков в древнем мире, относятся клинописные хроники подвигов шумерского правителя Гильгамеша, а также гордость экспозиции Багдадского музея – отлитая из бронзы статуя времен III тысячелетия до н.э., изображающая поединок борцов на поясах. Примерно к тому же историческому периоду относятся увековеченные в камне изображения приемов борьбы, обнаруженные в скальной гробнице Фиоххотена поблизости египетского села Саккара. Специалисты были удивлены сходством изображенных на скальных рисунках действий борцов, напоминающих приемы современной борьбы.

В записках историков Древней Греции Геродота и Ксенофонта присутствуют упоминания о том, что жители Персии (сегодня – территория Ирана) создали особые «воспитательные дома», в которых подростки в обязательном порядке обучались приемам борьбы и выполняли комплексы развивающих мускулатуру физических упражнений.

Различные виды единоборств в то время были не менее популярны и в Древней Индии. В сборнике религиозных и морально-нравственных предписаний для верующих, который датируется периодом со II столетия до н.э. по II век нашей эры и известен сегодня под названием «Законы Ману», содержался трактат о правилах военных сражений. Судьба противостояния на поле боя могла решаться поединком вооруженных или безоружных борцов. Религиозные индусы, от аристократии до простого люда, свято соблюдали эти предписания и руководствовались ими во время военных действий.

Подобная практика, когда турниры борцов, а также кулачные поединки и боевые танцы вождей могли заменить кровопролитное сражение противников, применялась враждующими племенами в Китае. Относящиеся к периоду VIII – VI веков до н.э. китайские хроники содержат упоминания о том, что древние китайцы придавали огромное значение морально-физическому воспитанию подростков, которое помогало сформировать их характер и закаляло волю. В описаниях борцовских поединков присутствует перечень основных правил, которых соревнующиеся стороны были обязаны придерживаться. За их нарушения и даже малейшие проявления грубости соперников могли строго наказать и предать общественному презрению.

III.ПОВЕСТВОВАНИЯ О БОРЬБЕ В ДРЕВНЕМ ЭПОСЕ

Героические сказания, песни и дошедшие до нас народные предания свидетельствуют о том, что даже много веков назад борьба являлась важным элементом физического совершенствования людей и подлинно народным видом соревнований. Особенно много упоминаний о главенствующей роли борьбы в физическом развитии и всем укладе жизни людей дошло до нас в эпосе Древней Греции. Жившие в теплом климате и проповедующие идеалы свободы, духовного развития и всестороннего развития личности, греки еще в IX – VIII веках до нашей эры создали систему школ для тренировок детей, подростков и юношей.

В программе физической подготовки подрастающего поколения была представлена борьба, метания копья и диска, а также соревнования в беге и прыжках в длину. Комплекс этих пяти дисциплин, по которым устраивались публичные состязания, греки называли пентатлоном. Чтобы создать надлежащие условия для тренировок и состязаний, были построены особые здания – палестры, в которых кроме залов для общефизических упражнений и занятий борьбой, мелись помещения для гигиены атлетов и их временного или постоянного проживания.

Чтобы усовершенствоваться в дисциплинах пентатлона, молодые спортсмены занимались различными видами рукопашных схваток, метанием камней, бегали на скорость и выносливость, участвовали в кулачных боях. О распространенной тогда технике и приемах борьбы мы можем судить по многочисленным скульптурам, изображениям на чашах и амфорах, а также дошедшим до нас письменным историческим и литературным повествованиям. О борьбе писали Гомер и Плутарх, Филострат, Платон и множество других поэтов, литераторов и философов древности.

В бессмертной «Илиаде», написанной великим Гомером в XI или Х веке до нашей эры, есть описание схватки Одиссея и Аякса, которая по обычаю тех лет была устроена, чтобы отдать почести близкому другу Ахилла – Патроклу, во время его погребения:

Надев пояса, борцы на средину арены вступили,

Сплелись в поединке, друг друга руками схватили.

От объятий могучих их спины натужно трещали,

Пот лился ручьями, и кровью глаза застилало.

Не зная усталости, борцы продолжали круженье,

Чтоб выбрав момент, опрокинуть соперника наземь.

Но случай не шел, и никак не кончалось сраженье…

В те времена борьбу, как и некоторые другие виды единоборств и спортивных состязаний, приравнивали к искусству. Умелыми борцами были многие выдающиеся деятели Древней Греции – от полководцев и государственных мужей, до литераторов и известных ученых. Авторство одного из первых, частично сохранившихся сводов правил борьбы, приписывают 11-му царю Афин Тезею.

IV.ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА, ПЕРВЫЕ ОЛИМПИАДЫ

Как и сегодня, соперники начинали борьбу в стойке. Победителем называли борца, которому удавалось, оставаясь стоять, трижды бросить противника на землю. Если подобного преимущества ни одна из сторон добиться не могла, поединок мог продолжаться и на земле. Борцы удерживали друг друга и пытались обеспечить надежный захват, чтобы перевернуть соперника и опрокинуть его спиной на землю. Сведений о том, существовали ли тогда какие-либо весовые категории, или на равных состязались борцы разного веса и физических кондиций, не сохранилось.

Первая в мировой истории Олимпиада (776 год до нашей эры) включала борьбу как в виде самостоятельной дисциплины, так и в составе популярного тогда пентатлона. Эта, уже упоминавшаяся нами разновидность многоборья включала борьбу, бег, два вида метаний и прыжки в длину. Через 50 лет в программу соревнований вошел панкратион – комплексный вид единоборств, объединивший приемы борьбы и кулачного боя. Но на протяжении многих лет главным событием олимпиад древности оставался пентатлон – состязания, в которых атлеты могли продемонстрировать все свои навыки, физическую силу и выносливость.

Из пяти номеров программы пентатлона завершающим и решающим исход всего соревнования был борцовский поединок двух атлетов, лучших по результатам четырех предыдущих видов. Победители Олимпиад удостаивались в Древней Греции всенародного почета и уважения, поэты посвящали им свои поэмы, а народные музыканты слагали песни и баллады. Образы победителей увековечены скульптурами и памятниками, многие из которых сохранились до наших дней. Из надписей на постаментах, где перечислялись спортивные достижения атлетов, можно судить о дисциплинах, в которых они были особенно сильны, и характерных приемах, приносивших им победу в борьбе.

В числе спортсменов – победителей Олимпийских игр древности следует отметить видных ученых и государственных деятелей того времени – философов Аристокла (Платона) и Еврипида, математика Пифагора, а также многократного чемпиона полководца Милона. Этому военачальнику из итальянского города Кротона принадлежит рекорд, который в новой истории пока не удалась превзойти ни одному спортсмену. Милон побеждал на шести Олимпиадах, проводившихся в период с 540 по 516 г.г. до н.э., подряд.

V.СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВОК, УПАДОК СПОРТА И ЗАПРЕТ ОЛИМПИАД

Готовясь к соревнованиям, древние греки разработали уникальные принципы подготовки атлетов, которые отхватывали длительный перспективный период в 4 года (макроцикл), и короткий на 4 ближайших дня (микроцикл). В течение первого и второго дня цикла тренировочные нагрузки возрастали, в третий день понижались, а в завершающий, четвертый день цикла, снова достигали максимума. Эти приемы подвода атлетов к пику формы очень напоминают технологии подготовки современных спортсменов.

К сожалению, период расцвета культуры и внимания к физическому развитию членов общества в Древней Греции, в III веке до нашей эры сменился длительным периодом определенного упадка и пересмотра ценностей. Светские люди более не желали изнурять себя тренировками и развитием навыков борьбы, а с большим интересом погрузились в занятия танцами. Показательно, что одним из самых ярых противников занятий физической культурой стал не кто иной, как Аристотель – последователь научных взглядов видного философа и одновременно неоднократного победителя Олимпиад Платона.

Именно Аристотель пропагандировал популярный среди своих современников взгляд, что совершенствование собственных физических кондиций путем сложных многочасовых тренировок не достойно члена свободного общества. Такие же тенденции в свое время наблюдались и в другой средиземноморской державе – Древнем Риме. Существовавшая в этой стране система комплексного физического развития молодых римлян была заменена обязательной военной подготовкой. Государству были нужны не атлеты, а беспощадные воины.

Аристотель полностью отказался от каких-либо тренировок, и таких, как он в этот период древнегреческой истории, было немало. Соревнования по борьбе проводились и в это время, но участие в них принимали в основном атлеты, получавшие за это деньги. То есть Древняя Спарта стала родиной не только олимпийского движения, но и профессионального спорта. Увы, в 394 году до нашей эры Олимпийские игры, как и многие другие общенародные соревнования и праздники, попали под запрет местных правителей. Но увлекательные состязания борцов к тому времени стали популярными во множестве других стран Европы и Азии.

VI.ЕДИНОБОРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

В период с XI по XV века, когда в Европе развился и процветал феодализм, различные виды поединков были частью подготовки рыцарей. Примерно с конца XIV столетия их занятия стали включать не только упражнения и бои с оружием, но и единоборства, техника которых напоминала приемы японской борьбы «джиу-джитсу». Этот древнейший вид рукопашных поединков культивировали японские самураи, и некоторые из наиболее эффективных приемов самообороны распространились по миру, пополнив арсенал борцов на городских праздниках.

Летописи и средневековые хроники свидетельствуют, что без борцовских поединков в то время не обходилась ни одна ярмарка, свадьба или народные гуляния. Начавшаяся в конце XIV века эпоха Возрождения ознаменовалась новым витком заинтересованности общества в развитии духовных и физических навыков людей. За основу системы тренировок была взята греческая гимнастика, которая как нельзя лучше способствовала воспитанию всесторонне развитого человека, способного достигать успеха в различных сферах жизни. Приемы борьбы являлись одной из важных составляющих тренировок, что способствовала быстрой популяризации этого вида единоборств практически во всех европейских странах.

VII.БОРЬБА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Борьба на Руси была важной частью подготовки ратников, и одним из любимых развлечений людей в быту. Проведение борцовских поединков, которые в юношах и мужчинах развивали силу, отвагу и ловкость, стали непременным атрибутом многочисленных ярмарок и народных гуляний. Популярности борьбы способствовали сложные условия жизни людей и частые набеги завоевателей, отражать которые приходилось всем миром – «под копье» в случае опасности становился и стар и млад. Реакция и навыки борьбы помогали пешему воину выжить в ближнем бою, поэтому к занятиям единоборствами никого принуждать было не нужно.

Так как сильные борцы были и у врагов, военачальники противодействующих сторон часто договаривались о том, что вместо кровопролитного сражения отрядов судьбу боя решит поединок двух сильнейших воинов. Такие судьбоносные поединки часто проводились совсем без оружия, в виде рукопашной схватки. Так называемая «Лаврентьевская» летопись свидетельствует о том, как по предложению Печенежского князя на подобный поединок согласился Великий Новгородский князь Владимир, Как записано в летописи, вышедшему на бой русскому богатырю удалось «руками задавить» воина печенегов до смерти.

Подобный поединок имел место в истории в 1022 году, когда у реки Сож сошлись отряды русичей и адыгских племен завоевателей под предводительством из вождя – великана Редеди. В честном поединке этого исполина одолел славный русский князь Мстислав Черный. Эти исторические, передававшиеся от поколения к поколению факты способствовали развитию интереса к борьбе и в более поздние периоды, а способ разрешения конфликтов сторон честным борцовским поединком получил «прописку» в жизни обычных людей.

VIII.БОРЬБА НА ПОЯСАХ

Дворяне, бояре и купечество относились к борьбе как зазорному для себя занятию. Зато единоборствами, в том числе и ставшей очень популярной борьбой на поясах, с удовольствием занимался простой народ. Схватки борцов украшали и веселили людей на ярмарках, без них не обходился ни один праздник. Широкому распространению борьбы на поясах способствовала простота и доступность правил и минимализм необходимого инвентаря. Чтобы подготовиться к поединку, было достаточно поверх обычной одежды повязать на себя кожаный пояс или прочный кушак.

Согласно правил, участники поединка становились друг перед другом и брались руками за пояс соперника. Цель схватки была простой – попытаться повалить противника на землю и уложить его на лопатки. Такие поединки любил наблюдать не только простой люд. Один из исторических фактов: на праздничный маскарад в Москве, посвященный восхождению на трон Екатерины II (1763 г.), для показательных поединков были приглашены самые известные в то время борцы.

О том, насколько популярной была борьба на Руси, свидетельствуют многочисленные литературные источники. Чего стоят только поэтические строки А.С.Пушкина из поэмы «Гаврилиада»: «Оставив класс, мы вырвались на волю и занялись отважною борьбой». Но не только борцовскими поединками увлекалась тогда просвещенная молодежь. Многие увлеченно занимались фехтованием на шпагах и саблях, плаванием, бегом и различными видами метаний. Все эти виды способствовали развитию реакции, ловкости, координации и выносливости, и были очень важны для разносторонней подготовки борца.

IX.ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ ПРАВИЛ ПОЕДИНКОВ

Так как лучшие представители национальных школ борьбы начали посещать соседние страны и соревноваться с местными атлетами, появилась необходимость выработать общие и единые для всех правила поединков. Первым эту работу взял на себя немецкий педагог, теолог и популяризатор физкультуры Иоганн Гутс-Мутс. Он разработал так называемую «гимнастическую» борьбу и применял при подготовке борцов несколько видов тренировочных боев. К ним относились:

  • Легкий поединок, сводившийся к выталкиванию соперника с центра площадки.
  • «Полубой», в ходе которого позволялось отрывать противника от пола, но не завершать свои действия броском.
  • Полный поединок с выведением противника из равновесия и завершающим броском на пол.
  • Сложный поединок, в котором в связке применялись все три предыдущие приемы.
  • Свободный бой за лежащий на полу предмет.

Но еще более ценным вкладом Гутс-Мутса в развитие борьбы стали предложенные им правила поединков:

  • Начало схватки по специальному сигналу.
  • Возможность захвата соперника только руки или туловище.
  • Запрет ударов, толчков корпусом и захватов за шею и лицо.
  • Запрет приемов, направленных на выкручивание конечностей.
  • Определение победителя по мнению большинства зрителей поединка.

Тогда общие для всех правила поединков не удалось согласовать, поэтому на международной арене борьба в качестве одного из видов соревнований не рассматривалась. Этот положение удалось исправить только в конце XIX – начале XX века.

Во все времена.

Эстетика мужского тела в рамках современности обрела другое значение, теперь большинство мужчин задумываются о своем внешнем виде, ведь это определяет их личную самооценку, успешность, карьерный рост и любовь прекрасных дам.